Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних является одним из приоритетных направлений государственной политики. Обеспечение защиты прав и законных интересов детей, формирование законопослушного поведения и предупреждение противоправных деяний требуют системного и межведомственного подхода.
По итогам 2025 года на территории области допущен рост подростковой преступности на 47% (с 65 до 96), при этом из 96 совершенных преступлений — 44 относятся к категории тяжких и особо тяжких (в 2024 г. — 31). Каждое четвертое преступление – это кражи (25 из 96), 20% приходится на причинения телесных повреждений (20 из 96), 11% — на угоны (11), 9% — на вымогательства (9).
Рост допущен в следующих регионах: по городу Усть-Каменогорск — на 63% (с 30 до 49), району Алтай — на 160% (с 5 до 13), г.Риддер — на 233% (с 3 до 10), Глубоковском — на 350% (с 2 до 9).
По сравнению с 2024 годом на 58% (с 53 до 84) увеличилось количество лиц, совершивших преступления в подростковом периоде, при этом один из них был уже условно осужден (Сакеев М.).
К основным причинам совершения тяжких преступлений несовершеннолетними относятся:
- Бесконтрольное нахождение несовершеннолетних в ночное время вне места жительства без сопровождения родителей или законных представителей.
- Возможность приобретения и употребления алкогольной продукции, способствующее утрате самоконтроля, росту агрессивности и формированию конфликтного поведения.
- Свободный доступ, а также ношение и хранение ножей и иных колюще-режущих предметов.
- Низкая эффективность профилактической работы. Несвоевременное реагирование на конфликтные ситуации в молодежной среде. Многие конфликтные ситуации среди учащихся можно своевременно выявлять и профилактировать на ранней стадии.
- Слабый контроль за детьми и их родителями, которые воспитываются в неблагополучных семьях.
- Стремление к легким деньгам;
- Увлеченность через социальные сети, в том числе с отрицательным контентом;
- Отсутствие занятости и социальная дезадаптация;
- Низкий уровень правосознания и недооценка правовых последствий как подростками, так и их родителями;
- Недостаточный родительский контроль за поведением и цифровой активностью подростков.
